Хорошая игра на фортепиано еще в прошлом веке была одним из признаков образованности человека в Европе. Количество желающих овладеть этим инструментом и в наше время не уменьшается. Дать музыкальное образование своим детям стремятся многие родители. Детей устраивают в соответствующие школы и начинают задумываться о покупке фортепиано. Музыканты, осваивающие нотную грамоту, также нуждаются в «клавишах». Вопрос о выборе инструмента рано или поздно встает перед всеми ими. Благодаря техническому прогрессу, сегодня уже нет необходимости искать в квартире свободный угол для размещения громоздкого рояля или пианино. Теперь для обучения можно воспользоваться синтезатором (электронным цифровым пианино). В магазине сегодня найти синтезатор – дело простое. Вопрос другой: как выбрать синтезатор, чтобы уже на следующий день не пожалеть об этом?

Как выбрать синтезатор

Как выбрать синтезаторГлавное при выборе синтезатора – учёт целевого предназначения, стиля музыки исполнителя, сферы применения, а только потом цены. Функциональная оснащенность и качество звука у клавишных инструментов на 100% зависят от цены. Нельзя экономить, приобретая для студии вместо профессионального варианта бюджетную модель (ее неестественное дешевое «пластмассовое» звучание будет раздражать не только слушателей, но и самого музыканта. Любой синтезатор играет только в соответствии с заплаченной за него ценой.


Знакомство с разнообразием моделей при выборе синтезатора

Как правило, электромузыкальные инструменты под общим названием «синтезатор» разделяются на несколько типов, которые различаются по назначению и стоимости – синтезаторы начального уровня, полупрофессиональные синтезаторы, профессиональные синтезаторы, цифровые пианино, миди-клавиатуры. Существует два вида цифровых пианино: корпусные цифровые пианино и электропианино. По используемой технологии они разделяются на аналоговые, цифровые, а также на аналогово-цифровые или гибридные. По способу генерирования звука эти инструменты делятся на синтезирующие и сэмплирующие. Первыми звук синтезируется из встроенных генераторов. А синтезаторы сэмплирующие работают, воспроизводя образцы звуков, записанных во встроенные сэмплеры инструмента. Изменять тон и звучание сэмплов, окрашивать различными эффектами – позволяет меню синтезатора. 

«Гибридность» – заключается в том, что части схемы (сэмплирующая и генерирующая звук) являются цифровыми. Сигнал после цифровой части обрабатывается и воспроизводится в тракте аналоговом. Такая схема позволяет получить интересные нестандартные звуки. Гибридные устройства обладают звучанием более живым и нестандартным.

Синтезаторы начального уровня – наиболее популярный класс инструментов, предназначенных для обучения или развлечения, однако для профессиональных целей не подходящих. Даже самые дешевые современные инструменты обладают достаточным для начинающих набором звуков и стилей, функцией автоаккомпанемента, содержат обучающие программы (к примеру, Yamaha PSR-E213, Casio CTK-810,Yamaha PSR-E313). Более продвинутые дают возможность создания и записи собственных несложных произведений (Yamaha PSR-E413, Casio CTK-4000, Casio CTK-900). Можно отметить синтезаторы для обучения, имеющие подсветку клавиатуры (Casio LK-270 и Casio LK-220) и функцию караоке (Casio LK-300TV). У большинства инструментов начального уровня клавиатура из 5 октав (т.е. 61 клавиша), есть сравнительно недорогие модели, имеющие 76 и 88 клавиш.

Полупрофессиональные синтезаторы обладают качеством звучания, позволяющим выступать с ними на публике. Их выбирают профессиональные индивидуальные исполнители в кафе, ресторанах. Наиболее популярны модели Yamaha PSR-S900, Yamaha PSR-S700, Yamaha PSR-S550.

Профессиональные синтезаторы имеют самое высокое качество звучания, большую функциональность и достаточно высокую цену. Их выбирают профессиональные музыканты, а также композиторы и аранжировщики. Для разных целей выпускаются различные инструменты, к примеру, исполнительские синтезаторы предназначены исполнять партии клавишных в составе музыкальных групп, рабочие станции – для создания аранжировок, профессиональных звуков. Наиболее известными производителями профессиональных электронных клавишных инструментов являются компании Korg, Yamaha, Kurzweil и Roland.

Цифровые пианино от других синтезаторов отличаются тем, что их звучание и ощущения клавиш максимально приближены к обычному пианино. Это очень важно для учащихся музыкальных школ или исполнителей музыки на фортепиано. Вдобавок в этих инструментах клавиатуру составляют 76 или 88 клавиш; качеству звучания тембров фортепианных и рояльных уделено основное внимание; клавиатура имеет полноразмерные клавиши (в синтезаторах клавиши укорочены, иногда сужены); используемая клавиатура обладает эффектом сбалансированной молоточковой механики.

Существует два вида цифровых пианино: корпусные цифровые пианино и электропианино. Электропианино напоминают синтезатор, их ставят на металлическую стойку или на деревянные ножки. Эти цифровые пианино можно легко складывать, перевозить. Наиболее популярные модели – Casio CDP-200R и Casio PX-320, Yamaha DGX-630.

Корпусные цифровые пианино: корпус изготовлен из ДСП, внешним видом копирует акустическое фортепиано. Их предназначение – стационарная установка в помещении. Кроме удовольствия от игры, красиво дополняют интерьер.

Миди-клавиатуры – это электронные устройства, управляющие виртуальными синтезаторами на компьютере. Звуков сама миди-клавиатура не производит, а при нажатии клавиш пересылает команды компьютеру. От установленных на компьютере программ и звуковой карты зависят возможности и качество звучания. Преимущество миди-клавиатур заключается в невысокой стоимости, поэтому получить домашнюю музыкальную студию можно, подключив миди-клавиатуру к компьютеру.

Что нужно знать о дополнительных принадлежностях при выборе синтезатора

Как выбрать синтезаторКак правило, синтезаторы продаются без блока питания. Приобретать его необходимо отдельно, это проблемы не составит. 

Стойка для клавиш служит подставкой для синтезатора. Производятся обычные стойки, (имеющие одну х-раму) и усиленные стойки для тяжелых инструментов (с двумя х-рамами), а также одноуровневые и, для двух инструментов, двухуровневые.

Педали для клавиш. Существуют педали «сустейн», увеличивающие длительность послезвучания, а для управления громкостью – педали «громкость».

Клавишный комбик – специальная портативная звуковоспроизводящая система. Требуется только при необходимости увеличения громкости синтезатора (в составе ансамбля на репетиции). Для занятий домашних – громкости звуковоспроизводящей системы, встроенной в инструмент, вполне достаточно.

Чехол для клавиш – нужен для переноски инструмента. Как и синтезаторы, различаются по размерам.

Критерии выбора первого синтезатора

Решая вопрос выбора первого синтезатора, следует подбирать инструмент с наличием многих вариантов звучания, чтобы иметь запас для будущего повышения мастерства. Поэтому для начала важно определиться с планами по работе с синтезатором. Есть несколько вариантов.

1. С помощью синтезатора можно расширить/дополнить навыки игры, полученные на занятиях в музыкальной школе.

2. Развлекаться дома, в кругу семьи и друзей. Можно купить любую самоиграйку, на рынке их выбор огромен. Все они делают практически одно и то же, звучат примерно одинаково. Ориентируйтесь на количество денег, которые не жалко будет отдать за эту игрушку.

3. Игра в музыкальной группе. В этом случае необходимо помнить, что свой инструмент придется носить самому. Весят синтезаторы в среднем 12-14 кило, таскать такой вес несколько раз в неделю будет довольно тяжело и неудобно. Вдобавок, помимо самого инструмента, надо будет носить блоки питания, педали, ноты и другое. Поэтому при выборе синтезатора одним из главных критериев является его транспортабельность – вес и габариты.

Выбор первого инструмента определяется вторым важным критерием – жанровыми особенностями будущей группы, то есть разнообразием звуков, которое потребуется в работе. Для исполнения рока понадобятся звуки струнных инструментов, органов. Если играется джаз – электропианино, фортепиано, лиды. Для поп – фортепиано, различные фоновые звуки. Для фанк – имитации духовых инструментов, звуки электропианино, клавинета. Электронная музыка – понадобится много всего, да еще, вдобавок, с возможностью глубокой редакции, а также изменения тембров в режиме реального времени.

Если Ваши планы – стать универсальным исполнителем и в профессиональном коллективе работать за деньги, то может потребоваться игра в абсолютно разных стилях, разными звуками. Плюс часто придется самостоятельно вмешиваться в звуки. Значит, инструмент должен легко управляться, иметь достаточное количество памяти, чтобы сохранять свои пресеты и большое количество редактируемых параметров. Так что очередным критерием в выборе синтезатора будет возможность редактирования встроенных пресетов.

Важно учесть такой критерий при выборе, как интуитивность управления. У каждого синтезатора есть своя структура синтеза, на панели свои элементы управления, в меню своя логика навигации. Они очевидны не всегда. Разные модели одного производителя схожи в большинстве случаев. Но у моделей разных марок практически может не быть сходства в управлении. Одни и те же параметры в меню могут иметь разные обозначения у разных синтезаторных брендов. Кто привык к обозначениям Yamaha, войдет в ступор при погружении в меню инструментов Kurzweil. Чем структура синтеза более наворочена – тем меню глубже и разветвленнее, тем управление инструментом «наугад» сложнее. Так что обратите внимание на то, насколько управление выбранного инструмента интуитивно.

Качество клавиатуры – еще один критерий. От него напрямую зависит вес, ведь именно клавиатура является самой тяжелой частью синтезатора. В связи с этим в более легких инструментах всегда простенькая и не самая удобная клавиатура. Конечно, в основном привыкание к клавиатуре – это вопрос времени. Даже самой простой легкой клавиатуры может хватить для игры всего того, что может понадобиться. Однако надо помнить, что при желании исполнять рояльные пассажи на концертах, – хлипкая клавиатура не подойдёт.

Следующий критерий – надежность. Синтезаторы, как и любая электроника, имеют свойство периодически ломаться. К тому же некоторые модели этому подвержены больше других. Поэтому желательно заранее предусмотреть возможные проблемы.

Кстати, покупать можно не только новые инструменты прямо из магазина. Нередко бывает так, что старый синтезатор по надежности гораздо лучше нового, ведь качество деталей и сборки у некоторых производителей раньше было существенно выше. Поэтому при покупке б/у инструмента особого риска нет. Просто желательно знать возможные слабые места модели, а при покупке убедиться в рабочем состоянии инструмента. 

Иногда полезно учесть такой критерий при выборе, как расширяемость. Наперед предположить трудно, что именно потребуется через год или два от этого же синтезатора. Но обычно профессиональный рост повышает требования к инструменту, поэтому полезно удостовериться, что его при необходимости можно «проапгрейдить», то есть некоторые его характеристики улучшить. К примеру, можно увеличить объем памяти, количество встроенных пресетов, добавить какие-либо опции.

Немаловажный критерий при выборе – это и качество звука. «Хороший набор звуков» ещё не говорит о качественном звуке синтезатора. В инструменте может быть тысячи разных звуков, но звучать все они могут плоско и неинтересно. Бывает наоборот – синтезатор имеет звук только один, но зато высочайшего качества. Хорошее качество звука обеспечивает хорошую читаемость на репетициях, во время концертов, что позволит слушателям услышать каждую ноту Вашего соло. 

Последний критерий для многих важен не менее, чем звуковая палитра и вес, – это цена. Хотя это критерий относительный. Нам всегда хочется хорошо и дешево, но на деле возможна только балансировка в промежуточных значениях. От недорогого синтезатора не потребуешь качества и возможностей инструмента, стоящего в несколько раз дороже.

 

Как выбрать синтезаторНесмотря на большое количество разных видов клавишных электроинструментов, разобраться не сложно как выбрать синтезатор, подходящий для начинающего клавишника. А подойдут только два: синтезатор с автоаккомпанементом или цифровое пианино. При этом цифровое пианино рекомендуется приобрести, если Вы учитесь исполнять классическую фортепианную музыку. Лучшим решением во всех остальных случаях будет приобретение инструмента на 5 октав с автоаккомпанементом. Для семейных развлечений или для обучения музыке ребенка купите учебный синтезатор или просто недорогую модель с автоаккомпанементом. Но эти инструменты непригодны для более серьезной игры. Здесь оправдана покупка бюджетной станции Korg или Roland. Стоимость её около 1000 долларов – модели с хорошим звуком начинаются именно от этой суммы. Важнейшие критерии при выборе любого синтезатора, их примерно восемь: вес, разнообразие звуков, интуитивность управления, надежность, расширяемость, возможность редакции, качество звука и цена.

дата публикации: 14.01.2014