Каждый ребенок развивается по своему уникальному пути, и немалую роль в его развитии играют игрушки. К разряду полезных и интересных игр относятся разнообразные конструкторы, кажущаяся простота которых не мешает им развивать логическое мышление, память, фантазию и моторику ребенка. Но как выбрать конструктор, если то, что интересно годовалому малышу, не привлекает школьника и наоборот? Попробуем разобраться.

Как выбрать конструктор

Как выбрать конструкторКонструктор является универсальной игрушкой. Он способен увлечь ребенка любого возраста и пола, превращая простую игру в серьезное и полезное занятие. Детские конструкторы сегодня – это игровые наборы, из деталей которых можно возводить постройки и собирать различные фигурки и модели. На рынке можно найти самые разнообразные конструкторы. Они бывают мягкими, гибкими и твердыми, могут быть выполнены из разных материалов, иметь простое или сложное крепление и электронную начинку.

Выбирая конструктор сынишке или дочурке, родители подчас не задумываются, что это не просто сборная игрушка, а настоящий развивающий комплекс. Любой мини-конструктор является первым пособием ребенка в математике, ведь ему приходится планировать, что он построит, сколько ему для этого понадобится деталей и как их можно скрепить, чтобы получить готовую модель. Манипулируя с разноцветными деталями, малыш не только развивает мелкую моторику, но и сенсорное восприятие: знакомится с разнообразием геометрических фигур, узнает их особенности и свойства, осознает цвет и размеры. Собирая из абстрактных деталей конструкции, он развивает логическое, пространственное и образное мышление, тренирует усидчивость концентрацию, а стремление обязательно довести дело до конца (собрать модель, поострить самую высокую башню и т.п.) воспитывает в нем упорство и целеустремленность. Кроме того, любая игра неминуемо заканчивается уборкой игрушек, что приучает его к аккуратности и чистоте.

У конструкторов практически нет возрастных барьеров. Как только малыш начинает осваивать действия, соотносящиеся с предметами, он уже может играть с мини-конструктором (детальки несложные и в малом количестве), если в 6 месяцев он мог только его подержать и погрызть, то в 8-9 уже способен выложить рядком или поставить один на другой. Верхней границы у конструирования нет, меняется только сложность деталей и моделей. Маленький ребеночек не способен освоить самостоятельно даже самый простой лего-конструктор и без помощи взрослого ему не обойтись. Задача родителя – помочь, объяснить, как соединяются строительные блоки и скрепляются детали механизмов, показать, что существует не один, а множество вариантов возведения конструкций и построек и, конечно же, и малышу, и детишкам постарше, интересно поиграть с ними.

Виды конструкторов

Для гармоничного развития и личностного роста ребенку нужны разные игрушки, и конструктор занимает среди них не последнее место. Это идеальный помощник в тренировке логического мышления, мелкой моторики, памяти и мировосприятия, а, следовательно, и выбирать его приходится с умом. Разновидностей конструкторов огромное множество, они различаются по количеству деталей, способу их крепления, форме и материалу изготовления, причем одни и те же формы и структуры встречаются в разных вариантах исполнения.

  • Как выбрать конструкторКубики. Это самый простой и, как правило, первый конструктор в жизни ребенка. Они могут быть деревянными, мягкими и пластиковыми, с однотонными гранями или украшенные картинками, буквами или цифрами. Именно из них малыш начинает возводить свои первые башни и строить дорожки.

 

  • Самые простые самостоятельные строительные наборы состоят из геометрических фигур: кубиков, брусков, конусов и треугольников, из которых легко можно собирать домики и целые города. Сложность таких развивающих наборов колеблется, они рассчитаны для детишек примерно от 1-года до 2-3 лет, когда малыш уже может работать не только с кубиками и плашками, но и фигурами других, более сложных форм.

В наборах посложнее уже имеются мелкие детали и деревянные крепления. К примеру, в продаже можно встретить развивающие конструкторские наборы из миниатюрных бревнышек или керамических кирпичиков, собирая которые по схеме, ребенок своими руками может выстроить (а затем и разобрать) любое архитектурное сооружение.

 

  • Контурные конструкторы состоят из тонких гнущихся пластмассовых трубочек и крепежных элементов, соединяя которые ребенок получает контур модели, тренируя свое логическое мышление и координацию. Игрушки ориентированы на детей старше 5 лет.

 

  • Мягкий конструктор производится из ткани с наполнением, поролона или вспененного полимерного материала идеально подходит для маленьких детей. Если для самых маленьких подойдут наборы, в которых элементы вкладываются в прорези, то для детей постарше (4-5 лет) становятся доступными мягкие трехмерные модели, детали которых легко собираются в объемные фигуры, развивая координацию движения и образное мышление.

 

  • Блочный конструктор. Это развивающие наборы из разнообразных по форме и цвету деталей, соединяя которые детишки могут возводить неприступные крепости и прочие фигуры. Особенностью конструктора-игрушки этой разновидности является наличие соединительных элементов, за счет которых одна деталь может надеваться на другую. Разновидностей блочных конструкторских наборов много. От самых простых комплектаций, состоящих из нескольких несложных деталей до тематических наборов. Самым популярным представителем блочных конструкторов являются Lego и его аналоги. Играть с блочным Lego-конструктором можно с 1,5 – 2 лет, для малышей выпускаются мини-конструкторы с крупными деталями. Наиболее сложными вариантами блочных Lego-конструкторов являются наборы для сборки роботов и игрушек-трансформеров, в которых помимо необходимости составлять блоки используются: электронная и радиоуправляемая составляющие.

 

  • Болтовой конструктор, состоящий их плоских или изогнутых под углом деталей, мелких пластин с отверстиями, которые могут соединяться между собой винтами при помощи отвертки или гаечного ключа. Его металлический вариант предназначен для детей старшего возраста, которые могут собрать из металлических планок как простой стул, так и сложные модели автомобилей, самолетов роботов и конструкций.

 

  • Для маленького механика можно выбрать пластмассовый болтовой мини-конструктор (меньше деталей и проще сборка, но в общем пластмассовый является укрупненной версией своего металлического собрата). Помимо реек и пластин с отверстиями для крепежей, существуют наборы, в которых сборные модели машинок и самолетов можно собрать при помощи винтов и отвертки, размеры которых позволяют крутить винты даже трехлетнему ребенку.

 

  • Магнитный конструктор. В продаже имеются различные вариации магнитных конструкторов-игрушек. Одни состоят из соединяющихся между собой магнитных пластиковых или металлических шариков, палочек или пластин. У других намагниченная металлическая составляющая надежно упакована в пластик и соединение деталей производится не в конкретных точках, а по всему контуру. Если первый вариант подходит для детей старшего школьного возраста, то второй можно выбрать в подарок даже самому маленькому исследователю. Из таких магнитных деталей можно собирать здания и фигуры самых замысловатых форм.

 

  • Суставной конструктор. Все его детали соединяются между собой при помощи шарниров, которые позволяют получившимся предметам и фигуркам двигаться. Конструктор предназначен для детей старше 5 лет.

 

  • Радиоуправляемый конструктор. Это настоящая игрушка в игрушке. Комплектация этого типа не только позволяет собрать машину из деталей, но и управлять ею при помощи прилагаемого пульта.

 

  • Электронный конструктор. Если ребенка манит загадочный мир электричества, то электронный конструктор станет для него отличным выбором. В таких комплектах есть разнообразные микросхемы, диоды и резисторы, а удобная плата, на которую крепятся все соединительные элементы, позволяет собирать множество электронных устройств, начиная с простейшего выключателя и заканчивая музыкальным приемником или радиоуправляемой машиной.

 

  • Конструкторы-лабиринты. Давно знакомая игра с горками переходами расширяет границы, если она становится модульным конструктором. Конструкторы-лабиринты интересны и малышам, и школьникам, и взрослым. По своему выбору можно, например, возвести самые сложные горки и перепады, а затем устроить гонки ярких шариков, скатывающихся с уровня на уровень.

 

Основные правила выбора конструктора

Выбирая конструктор для ребенка в первую очередь нужно придерживаться нескольких правил:Как выбрать конструктор

  • Он должен быть экологически безопасным. Чтобы не подвергать жизнь и здоровье растущего человечка опасности, лучше приобретать конструктор-игрушку от проверенного производителя, гарантирующего качество своей продукции. Детали конструктора не должны издавать резкий химический запах и красить руки, должны быть гладкими не иметь заусенцев, достаточно легко соединяться, чтобы ребенок не травмировал руки.

 

  • Комплектация должна соответствовать возрасту ребенка и быть максимально безопасной для него. Как правило, производители указывают на упаковке рекомендуемый возраст ребенка, но даже в этом случае родителям следует помнить, что чем меньше Ваш сын, или дочушка, тем крупнее должны быть детали конструктора. Если речь идет о детишках до трех лет, которые славятся своим желанием все попробовать на вкус и запихать в ухо или нос, то сразу отметаются мелкие и острые детали, которые могут ему навредить.

 

  • Для совсем маленьких девчонок и мальчишек лучше выбирать наборы из мягких полимерных материалов или крупные строительные конструкторы-игрушки из дерева или пластмассы, размеры деталей которых составляют от 5 до 10 см. Хорошо, если на сторонах кубиков будут наклеены яркие картинки, это еще больше усилит интерес малыша к игрушке. Если годовалый малыш неплохо возится с кубиками, то после двух лет их можно разбавить другими геометрическими фигурами: конусами, брусками и пирамидками. Также не стоит обходить вниманием и забавные мягкие конструкторы, позволяющие развивать воображение и тактильные ощущения малыша уже с пеленок.

 

  • Для детишек дошкольного возраста (и немного постарше) особый интерес представляют наборы с большим количеством мелких деталей, процесс сборки у них гораздо сложнее и усилий приходится тратить больше. Да и выбирать придется из множества наборов, изготовленных из дерева, полимеров, керамики, пластмассы или металла. Игры с ними не только вырабатывают у ребятишек и девчонок интерес к конструированию, но и учат их пользоваться сложными приспособлениями, с которыми можно встретиться только в мастерской, или папином шкафу (гаечный ключ, отвертка и т.д.).

 

  • Детям старше 2-3 лет лучше приобретать наборы с большим количеством деталей, чтобы ребенок мог собрать больше моделей. Если речь идет о строительном конструкторе, то в нем должно быть как можно больше геометрических фигур и цветов. Чем больше возможностей для фантазии дает конструктор, тем лучше развивается ребенок.

 

  • Выбирая тематический конструктор (сборную модель корабля, замка или кукольного домика) нельзя забывать и об интересах ребенка. Как правило, мальчики любят конструкторы, из которых можно собрать машины, космические корабли, военные базы и рыцарские замки. А вот девочки предпочтут конструкторы с фигурками животных, мебели и людей, принцессами и замками. Вне зависимости от пола все дети могут повозиться с возведением домов из бревнышек или кирпичиков, а также передвигать фигурки на созданных ими городских улицах.

 

  • А вот необходимость надежной упаковки не всегда оправдана. Несомненно, складывание деталей в коробку от конструктора приучает ребенка к аккуратности и чистоте. С другой стороны, иногда гораздо проще хранить близкие по духу игрушки в одном месте, используя для этого большую коробку.


Ознакомившись с разновидностями и особенностями, проще сориентироваться как выбрать конструктор тот, что нужен дочери, или сыну. Но не стоит думать, что, купив развивающую игрушку, малыш сам будет конструировать, родители не должны исключать себя из процесса игры. Не каждый ребенок готов творить и выходить за рамки схем, предложенных в инструкции. Задача взрослого – подтолкнуть его к исследованию и изобретению новых форм и конструкций. Только так конструктор в полной мере будет оправдывать свою роль в развитии ребенка.

дата публикации: 24.12.2016