Владельцы зеркальных фотокамер знают – в большинстве случаев качество фотографий зависит не от самой камеры, а от используемого в работе фотообъектива. Как правило, зеркальные фотокамеры продают в комплекте со штатным («китовым») объективом, но полностью все возможности «зеркалок» можно раскрыть только при помощи дополнительного оборудования. Для непрофессионала задача – как выбрать фотообъектив – может стать настоящей проблемой, ведь оптика этого разряда недешева, а ассортимент огромен.

Как выбрать фотообъектив

Как выбрать фотообъективы

Сегодня производители выпускают не только высококачественные зеркальные фотоаппараты со сменными объективами, но даже стандартные цифровые «мыльницы» производят с учетом замены фотообъектива. Начинающему фотографу сразу сложно разобраться в длинном перечне предлагаемых ему ручных и автофокусных «фиксов» или «зумов». Даже тот факт, что стремясь привязать к себе клиента, многие производители выпускают линейки сменных объективов, подходящих исключительно к камерам собственного производства, – не поможет. Рано или поздно в активе фотографа набирается солидный перечень объективов на все случаи жизни. Объективы различаются по количеству линз, светосиле и, разумеется, стоимости. Выбирая фотообъектив нужно, в первую очередь, давать себе отчет, для выполнения каких задач он приобретается.

Прежде чем остановить свой выбор на той или иной модели фотообъектива стоит разобраться, на какие параметры следует обращать внимание и как от них зависит качество получаемых фотографий.

Основные параметры фотообъективов при выборе модели

Наиболее значимыми параметрами при выборе подходящей модели фотообъектива, на которые в первую очередь необходимо обратить внимание, это: фокусное расстояние, светосила, диафрагма, стабилизатор изображения и оптическая разрешающая способность.

  • Одной из основных характеристик фотообъектива является его способность приближать и удалять снимаемый объект, или фокусное расстояние. Измеряется оно в миллиметрах. Раньше, во времена пленочных фотоаппаратов кадры были стандартные, с размером 24х36 мм. В цифровых фотокамерах нет пленки, ее заменила матрица. В наши дни можно встретить не только полнокадровые зеркалки, но и «кропнутые» камеры, имеющие матрицу меньшего размера (от английского «crop» – обрезать). Объектив проецирует на матрицу такой камеры полнокадровую картинку, но захватывает она только часть, обрезая лишние элементы изображения. Изображение, полученное кропнутой камерой, будет крупнее.


Существуют стандартные, широкоугольные, сверхширокоугольные фотообъективы и телеобъективы. Фокусное расстояние для стандартного составляет 45-55 мм, оно обеспечивает создание перспективы наиболее удачной для восприятия человеческим глазом. Стандартный широкоугольный фотообъектив имеет фокусное расстояние 24-35 мм, фокус сверхширокоугольников колеблется от 7 (циркулярный рыбий глаз) до 24 мм. Фокусное расстояние телевиков начинается с 85 мм.

При выборе фотообъектива следует учитывать кроп-фактор – соотношение между диагональю полноценного кадра и диагональю матрицы фотокамеры. В любительских зеркалках Canon этот показатель равен 1,6, у Nikon, Samsung, Sony и Pentax – 1,5, а камеры Panasonic и Olympus имеют кроп-фактор равный 2. Умножив реальное значение фокусного расстояния объектива на коэффициент можно узнать эквивалентное фокусное расстояние. Знание кроп-фактора позволяет значительно упростить выбор фотообъектива. Так, установив широкоугольный объектив на кроп-камеру вы получите полнокадровое изображение, а при желании можно подобрать объектив, который создаст эффект использования телеобъектива на полнокадровой камере, достаточно провести нужные расчеты.

  • Светосила объектива – показатель, характеризующий освещенность матрицы, и определяющийся размером отверстия фотообъектива. Чем выше светосила, тем больше света объектив способен пропустить к матрице. Со светосильными объективами можно снимать на коротких выдержках и получать размытое изображение объектов, не находящихся в фокусе. При выборе фотообъектива следует помнить, что светосильные модели относятся к более дорогому оборудованию и стоят гораздо дороже.

 

  • Диафрагма объектива. Диафрагма не только позволяет изменять количество света, проходящего через фотообъектив, но и участвует в регулировке глубины резкости. Чем больше света она пропускает, тем больше возможностей у фотографа, к примеру, проводить съемку в условиях низкой освещенности без вспышки и более гибко регулировать глубину резкости изображения.

 

  • Стабилизатор изображения – технология, позволяющая механически компенсировать угловые движения камеры, препятствуя смазыванию изображения, снимаемого на большой выдержке. Стабилизация в фотокамере может осуществляться двумя способами: за счет компенсирующего смещения матрицы или за счет специальной линзы в фотообъективе. В камерах Olympus, Sony и Pentax используется первый вариант стабилизации и объективы этих производителей можно использовать без встроенных стабилизаторов. Объективы других фирм могут быть оснащены механизмом смещения корректирующей линзы, которые будут стоить гораздо дороже своих стабилизированных аналогов. Фотообъектив со стабилизатором необходим для съемки неподвижных объектов в условиях плохой освещенности (на большой выдержке).

 

  • Оптическая разрешающая способность фотообъектива. При выборе фотообъектива стоит задуматься, фотографии какого размера вы желаете получать. Для печати изображений большого формата этот показатель должен быть гораздо выше, чем для печати стандартных фото для домашнего альбома. Как правило, высокой разрешающей способностью обладают зумы для пленочных камер, макрообъективы и фиксированные объективы. Низкая разрешающая способность характерна для китовых фотообъективов, и зумов, предназначенных для репортажной съемки.

 

Конструкция фотообъектива

При выборе фотообъектива значение имеет качество получаемых изображений, которое зависит не только от параметров объектива и камеры, но и от их некоторых конструктивных особенностей.

  • Привод автофокуса. Объективы могут быть оснащены встроенным мотором автофокуса или приводом типа «отвертка», позволяющим вручную запускать мотор автофокусировки. При выборе фотообъектива со встроенным или ручным мотором следует помнить, что если камера не оснащена мотором автофокусировки, то «ручные» модели объективов будут работать без автофокуса.


Моторы, встраиваемые в объективы, также могут различаться. Наиболее дорогими являются ультразвуковые кольцевые моторы (с маркировками USM, SSM, SWВ, SDM). Они обеспечивают быструю и практически бесшумную фокусировку. Более дешевые модели фотообъективов оснащаются моторами других разновидностей, которые зачастую ничем не отличаются от автофокуса с «отверточным» приводом.

Особое внимание при выборе стоит уделить характеру фокусировки объектива. В бюджетных моделях в этом процессе задействована вся передняя группа линз, что зачастую неудобно, особенно, если во время съемки используются поляризационные или градиентные фильтры, положение которых относительно горизонта будет постоянно сбиваться из-за вращения передней линзы. Более дорогие модели фотообъективов избавлены от этого неудобства, во время фокусировки передние линзы в них не вращаются.

  • Байонет. Большинство производителей выпускает объективы, которые могут использоваться исключительно с его фотокамерами. Делается это за счет байонета – фирменного крепежного узла, с помощью которого объектив устанавливается на камеру. В качестве исключения можно назвать открытый стандарт 4/3, которым пользуются Olympus и Panasonic. Кроме того, можно подобрать сравнительно недорогие фотообъективы от фирм Tokina, Tamron и Sigma, которые подходят под разные байонеты. При этом стоит отметить, что в линейках сторонних производителей можно встретить как откровенно слабые (но и более дешевые) объективы, так и уникальные модели, аналогов которых нет у лидеров фотоиндустрии. Выбирая оптику сторонних производителей, не стоит забывать, что полной совместимости чаще всего можно добиться только между оригинальной продукцией.

 

Китовый и универсальный фотообъектив: плюсы и минусы при выборе модели

Как выбрать фотообъективы

Любой начинающий фотограф знаком с китовым (от английского «kit» – комплект) объективом, которым укомплектовано большинство любительских цифровых зеркальных фотокамер. Универсальный китовый фотообъектив – лучший выбор для людей, решивших перейти с простых «мыльниц» на более сложную оптику. Что важно для начинающих, он отличается многозадачностью, и с его помощью вы без труда сделаете как портретное фото, так и отснимете дружескую вечеринку.

Недостатком китового объектива является его недолговечность, делают их из пластика не самого высокого качества и комплектуют дешевыми линзами. Кроме того, китовый фотообъектив имеет небольшую светосилу, а значит снимать с ним лучше при хорошем освещении.

Кроме китовых фотообъективов есть ряд более дорогих моделей, чуть повыше классом, но которые также относятся к разряду универсальных. Универсальный фотообъектив избавляет от необходимости брать с собой на отдых, или прогулку, груду оптики и позволяет довольно неплохо снимать как крупные планы, так и приближать удаленные объекты. Большинство универсальных объективов позволяют заниматься макросъемкой (снимать крупным планом очень маленькие объекты), а также производить репортажную съемку.

Специализированные фотообъективы

Специализированные объективы, в отличие от универсальных, предназначены для съемок определенного плана.

  • Зум-объектив (в переводе с английского «zoom» – увеличивать), – это фотообъектив с переменным фокусным расстоянием. При желании вы можете приближать или удалять от себя объект съемки. Диапазон, или кратность зума рассчитывается делением большего фокусного расстояния на меньшее.

 

  • Портретный объектив – это специальный фотообъектив с фиксированным фокусным расстоянием. Его главная задача – давать четкую картинку, максимально приближенную к естественной, без гнутых углов и «рыбьих глаз». Кроме того, портретный объектив отлично подойдет для съемки пейзажей. К числу портретных относятся объективы, угол зрения которых начинается с 50 мм (угол зрения человека равен 50-55 мм).

 

  • Телеобъектив – объектив, фокусное расстояние которого превышает длину диагонали матрицы. Его не стоит напрямую относить к «зумам», ведь «зумом», по сути, является практически любой объектив. В отличие от прочих объективов, телевики лучше всего снимают удаленные объекты, природу и позволяют проводить репортажную съемку. К примеру, с их помощью можно снимать спортивные состязания. Недостатками телевиков является их большие размеры и немаленький вес.

 

Как выбрать фотообъективы

Большинство людей не различат, сделана фотография профессиональным объективом или обычным. Зато для людей, связанных с фото- и киноиндустрией эта разница будет очевидна. Чтобы знать, как правильно и качественно снимать, нужно знать и как выбрать фотообъектив. С нашими рекомендациями вы сможете решить, для чего вам нужен объектив, насколько он должен быть качественным, и, что самое главное, какую сумму вы готовы за него заплатить. И не стоит забывать – плохих объективов не бывает, бывают фотообъективы, которые не предназначены для решения поставленных перед ними задач.

дата публикации: 17.03.2015